Добрый конь, богатырский, Сивка-бурка… Каких только эпитетов не употребляется в русском фольклоре по отношению к этому животному. Нет только одного. Который в домонгольской Руси был очень важным: вкусный конь!
Пронизанная высокоморальными и глубоко патриотическими байками история русской кухни, кажется, не замечает этого обстоятельства. Да-да, конина была весьма распространенным продуктом в отечественной кулинарии на заре ее становления. И все эти рассказы про походы князей Игоря и Владимира к половцам, да грекам обходят стороной одно обстоятельство. Лошадей в поход брали гораздо больше, чем всадников. Они ведь были не только боевыми друзьями/подругами, но и просто мясными консервами.
С лошадью, кстати, связано одно событие в русской истории, которое в советские времена рассматривалось чуть ли не как начало борьбы с татаро-монгольским игом. По сути-то, конечно, это было лишь случайным стечением обстоятельств, которым воспользовался московский князь Иван Калита.
Утром 15 августа 1327 года безвестный дьякон Дудко, возможно ввиду не сильно трезвой после вчерашнего головы, повел на водопой свою молодую, превосходно откормленную кобылицу. Сомневаться в здравом уме дьякона были основания: уже несколько недель в Твери гостил татарский посланник Чолхан со своей огромной свитой, которая обращала пристальное внимание на, так сказать, уровень благосостояния местных жителей.
Упитанная кобылица вызвала у них здоровый интерес, стали ее отбирать. Крик, брань, кто-то ударил в колокол. В общем началось полное безобразие, поножовщина и экстремизм, охвативший весь город. Татар убили, причем не только воинов, но и мирных купцов. Тверской князь Александр «перешел на сторону народа» и спалил в тереме ханского посланника Чолхана (который, между прочим, был двоюродным братом великого хана Золотой орды). Такие дела.
Вокняжение великого князя Ивана Даниловича Калиты. «Жизнь Сергия Радонежского». Злополучная кобыла на заднем плане
В общем из-за кобылы покатилась под гору вся тверская история. Княжество, претендовавшее на первенство среди русских земель, накликало на себя гнев великого хана Узбека. К которому, как брехали злые языки, первым с вестью о злодеяниях прибежал московский князь Иван Данилович Калита. А потом с вельми изрядным удовольствием возглавил карательную экспедицию, спалившую всю тверскую землю чуть ли не дотла. Тут-то Москве и выпала историческая карта стать очередной матерью земель русских.
Но мы ведь про кобылу говорили. Так вот есть все основания предполагать, что откармливали ее вовсе не для ратных сражений или мирного труда. То есть поначалу можно и поездить. Но потом все равно съесть. Собственно, и внимание незадачливых татар животное привлекло скорее именно с гастрономической точки зрения.
Откуда у нас такие мысли? Да все просто. Достаточно почитать сохранившиеся берестяные грамоты из Новгорода и Торжка, чтобы понять: лошадь в ту пору на Руси – это еще и еда.
Вот, к примеру найденная в Новгороде грамота № 842, относящаяся к 1120‒1140 годам.
«От дьяка и от Ильки. Вот мы послали 16 лукон меда, а масла три горшка. А в среду две свиньи, два хребта (видимо, хребтовая часть туши), да три зайца и тетеревов и колбасу, да два коня. У нас все в порядке».
Кони, как видите, перечисляются среди съестных припасов. Но совсем все становится очевидным из грамоты 1180‒1200 года, найденной в Торжке:
«От Кирея поклон Ростиле. Добудь мне коня, такого большого, хорошего. Если же тебе не попадется такого хорошего, то половину».
Этот на первый взгляд странный текст становится ясным, если осознать, что речь идет о покупке конины, а именно, целой конской туши (или ее половины). Да-да, того самого доброго богатырского коня.
Комментарии (0)